Паспорт района

История Заводского района

Дата образования района 07.09.1936 года.

Постановление Президиума Саратовского Горсовета Рабочих Крестьянских и Красноармейских депутатов № 116/3811 от 07.09.1936 г. «Об организации новых районных Советов».

В соответствии с решениями ЦК ВКП (б) об организации пяти районных комитетов партии организовать в Саратове пять районных советов: Сталинский, Фрунзенский, Октябрьский, Кировский и Волжский.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.11.1961 г. Сталинский район переименован в Заводской.

До 1917 года территория Заводского района была занята поселками и селами: Муравьевка, Рокотовка, Стрелковка, Есиповка, Токмаковка, Юриш, Князевка, Увек и др., население которых занималось сельским хозяйством, огородничеством, рыбной ловлей, арендуя земли у помещиков, землевладельцев, купцов, таких как Юриш, Деконова, Залетаева, Корольков.

Из промышленных предприятий были:

Завод Гентке (построен в 1898 г.) – гвоздильный завод (Саратовский завод метизов). В 1918 году завод был национализирован и передан ВСНХ. Имя Ленина было присвоено заводу 07.11.1922 г. в день 5-летия Октябрьской социалистической революции по ходатайству коллектива завода и с согласия В.И.Ленина.

С 1892 г. существовал шпалозавод, принадлежащий железной дороге.

Рокотовская мельница, штат которой состоял из 4 человек.

Завод по производству боевых отравляющих веществ, на базе которого в дальнейшем был организован Кожзавод. Этот завод после войны вырабатывал чернила и разные химизделия.

Сталелитейный завод французского акционерного общества (управляющий Бишмар), который был расположен на месте завода зубострогальных станков и завода комбайнов. Завод лил сталь, имел крупносортный и мелкосортный прокат, имел свою нефтекачку и водокачку, электростанцию и железнодорожную ветку.

В результате конкуренции Сталелитейная компания купила этот завод и закрыла. Завод потом был продан по частям на слом.

Нефтеперерабатывающий завод «Петроль» на месте, где ныне находится Саратовский нефтеперерабатывающий завод. Этот частный завод имел небольшую мощность и примитивное оборудование.

В 1921 году на территории, занимаемой ныне авиационным заводом, начали строить завод «Звезда» по выпуску сеялок, но строительство его не закончили.

На территории района были церковно-приходские школы: в пос. Юриш, Увек, Князевка, на ул. Чернышевского.

На территории сталелитейного завода была небольшая больничка с количеством мест 20 коек и железнодорожная больница в пос. Увек.

Библиотек не было, зато были церкви. На территории сталелитейного завода, в пос. Церковный Увек (сгорела во время войны).

В поселке Юриш было 2 магазина, в пос. Красная слободка было 2 пекарни. До завода Гентке ходила конка.

Индустриализация страны потребовала огромного количества строительных материалов. Именно поэтому в 1933 году был сдан в эксплуатацию лесокомбинат имени I пятилетки.

3 апреля 1938 года заложен фундамент Государственного подшипникового завода, а 13 февраля 1941 года был выпущен первый подшипник.

В ночь на 24 июня 1943 года подвергся ожесточенной бомбардировке авиазавод и в течение одного часа 70% мощности завода были выведены из строя. Сразу после восстановления заводу было поручено серийное производство ЯК-3.

Во время войны крекингское топливо шло на Сталинградский фронт. Фашисты хотели уничтожить завод, забрасывая его бомбами, но завод-солдат, завод-труженик устоял и после войны продолжал развиваться.

20 тысяч человек ушли на фронт добровольцами, 3400 награждены орденами и медалями, 10 удостоены звания Героев Советского Союза.

За годы войны промышленность района увеличила средне-годовой выпуск продукции на 43,7 % против 1939 года.

В октябре 1957 г. промышленность района давала 27% объема продукции, вырабатываемой по всей области.

В конце 50-х годов в заводских поселках начался снос бараков, а на их месте начали возводить многоэтажные дома.

В 60-е годы Саратовский авиационный завод перешел к пуску пассажирского авиастроения.

Велось капитальное промышленное строительство в крупных объемах.

В 70-е годы на предприятиях производилась разработка новых технологий, освоение технологического оборудования, переоснащение, улучшение качества продукции, повышение культуры производства, сокращение ручного труда, менялось старое оборудование на новое.

В начале 80-х годов предприятия Заводского района одни из первых в Советском Союзе получили право выпускать продукцию с государственным Знаком качества.

Особое внимание уделялось развитию соцсферы. Заводчане переезжали в новые квартиры, обустраивались и сами микрорайоны. В заводских поселках открылось большое количество магазинов, клубов, кафе. Построены библиотеки, детские комбинаты, полностью решена проблема детских дошкольных учреждений.

В начале 90-х были очень тяжелые годы перехода к рыночным отношениям. Уровень производства резко начал снижаться, началась трудная борьба за выживание большинства предприятий района. Разрабатывалась и реализовывалась стратегия функционирования и развития выхода из кризиса. Упорный труд, грамотная маркетинговая политика и эффективное управление в новых условиях позволили не только выйти из сложной ситуации, но и стать одними из ведущих предприятий Заводского района.

За 80 лет существования Заводской район вырос в огромный жилой массив. Здесь проживает более 193 тыс. человек. Руководство района, а также его жители уверены в том, что следующие годы будут еще более плодотворны нежели предыдущие и главные наши успехи еще впереди.

Администрация Заводского района © 2014 Frontier Theme