Из выступления доктора исторических наук, профессора Саратовского государственного исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского Мякшева А. П.

Проблема адаптации и интеграции в российское общество трудовых мигрантов является одной из наиболее актуальных и острых в гамме совсем непростых, трудноразрешимых задач, стоящих перед сегодняшним руководством страны. Пограничное положение, крайне сложное социально-экономическое состояние, отсутствие ясных стратегических перспектив развития «превращают» миграционные процессы в Саратовской области в своеобразный «триггер»[1] дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе.

Наоборот, при условии ясного, четкого понимания всей сложности механизма функционирования миграционных проблем в российских экономике и социуме, при умении управлять миграционными потоками  и, что важнее, направлять их, при стремлении использовать миграционный потенциал во благо общественного приумножения и процветания, при твердом убеждении в безнравственности и непрофессионализме тезиса об исходной вредности и опасности «чужих приезжих» миграционный «аспект» внутренний политики региона способен стать решающим звеном в цепи управленческих решений, направленных на оздоровление социально-экономической и общественно-политической обстановки в губернии.

Увы, сегодняшние управленческие структуры и бизнес-элиты демонстрируют откровенное отсутствие ясного понимания сущности миграционных процессов в период реализации глобалистского проекта, российской специфики и региональных особенностей этих процессов, игнорируют  нарастающую тревогу, вызванную ухудшением и усложнением этих процессов в современной России. Удивительно, как изобретательно элиты современных «обществ риска» в погоне за всевозрастающей прибылью инициируют, проектируют, внедряют в социальную практику различного рода риски в качестве мотивирующих факторов развития общества Модерна! Еще большее изумление вызывает беззащитность самого социума, его растерянность в поисках ответа на искусственно формируемые и конструируемые элитами вызовы. Беспомощность, которую при этом демонстрирует власть, в первую очередь – региональная,  вероятнее всего может быть объяснена обвальным сокращением круга её полномочий, а в силу этого – компетенций: вплоть до сужения их рамок вокруг сферы жизнеобеспечения повседневности: вода, электричество, тепло, общественный порядок, понимаемый как отсутствие публичного недовольства её, власти, деятельности. Одним из таких рисков, не осознаваемых и не понимаемых, оттого и игнорируемых, является «миграционная повестка», прошедшая уже стадию мобилизации и вовсю воздействующая на все сферы жизнедеятельности общества и экономики.

Самый наглядный пример и образец подобной тенденции и подобного же образа мысли и действий мне представляется в бесконечной по времени, бесплодной по результатам «политике» решения проблем «обманутых дольщиков». По иронии судьбы автор был вовлечен в процесс сдачи проблемного дома в очередной кризисный пик с дольщиками в 2007-2012 гг. Ориентируясь на жесткие и недвусмысленные указания Президента и Председателя правительства немедленно разрешить проблемы «обманутых дольщиков», губернатор создал межведомственную комиссию, на заседаниях которой пытались административным нажимом ускорить сдачу в эксплуатацию проблемных домов. Неоднократные призывы автора статьи разобраться в проблеме, причинах ее возникновения и механизме разрешения, были торпедированы логичным в этих условиях упреком: «Вы правду будете искать или дом сдавать?» и успокаивающим обещанием: «Сдадим, тогда и будем разбираться!». В 2012 г. автору с помощью именно этих самоотверженных, честных и деловых людей удалось решить проблему 88 «обманутых» семей, однако отсутствие желания либо полномочий устранить повсеместный риск вполне легального отъема денежных средств у страждущих получить «жилье подешевле» путем бесхитростной и незатейливой экспертизы привело к более масштабному и более острому кризису долевого строительства. А ведь стоило всего лишь объяснить людям, что жилищное строительство в сегодняшней России отнюдь не преследует в качестве главной цель социального благоустройства людей, а в первую очередь является одним из самых легких способов получения огромных прибылей конкретными бизнесменами…

«Миграционная» тема – из этого ряда проблем-рисков, приступать к ее решению также следует с экспертизы и научного представления о сущности и разноликости данного феномена. Категорически против довольно распространенного мнения о том, что миграционные проблемы, мол, суть мировые проблемы. Отнюдь… Так для Европы, определяющим является, на наш взгляд, суждение А.Г. Дугина, полагающего что, «либеральные элиты хотят, чтобы Европа утратила свою самобытность, и добиваются этого за счет иммиграционной и гендерной политики», и утверждающего, что «проблема состоит не в исламе, а в элитах, которые впустили в Европу миллионы мусульман, не интегрируя их, поэтому образовался вакуум без идентичности». В России миграционные проблемы наполнены иными смыслами, они более сложны, многообразны, от того и при принятии в этой сфере управленческих решений требуется глубокое знание как самого предмета, так и его местной специфики.

В России естественная убыль населения превышает его прирост, в этом заключена главная, возможно – единственная, причина миграции. По состоянию на 1 января 2019 года численность населения России, по данным Росстата, превышает 146,7 миллиона человек. Численность населения растет только в 25 регионах, в остальных 60 – сокращается. По процентному показателю Саратовская область заняла 67-е место: население к началу 2019 года сократилось до 2,44 миллиона человек. При этом регион стал лидером по убыли населения в абсолютном выражении. За три года регион потерял 46,68 тысячи человек. Это больше, чем в любом другом субъекте РФ. На втором месте по абсолютным цифрам Нижегородская область (убыль — 45,68 тысячи человек) и Алтайский край (убыль — 43,89 тысячи человек). В 2018 г. в Саратовской области на 6,5%  упала рождаемость, а смертность сохранилась на уровне 2017 года. В 2018 году в регионе родились 22071 человек, что на 1545 меньше, чем годом ранее. В то же время умерли 33560 человек, что всего на 93 человека меньше, чем в 2017 году. В прошлом году умерло 11489 человек. 

В Советском Союзе в период социалистического строительства осуществлялась грандиозная программа добровольного переселения населения с целью приоритетного экономического развития отдельных регионов, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока. Экономическими целями был объяснен факт насильственного перемещения корейцев с Дальнего Востока на юг Казахстана, где организовывались рисоводческие хозяйства. Военно-стратегическими интересами оправдывалась депортация народов с территории Поволжья, Северного Кавказа и Крыма в годы войны. Не менее трагичен был и процесс переселения славянского населения с Украины и центральных, обескровленных войной, областей России на постдепортационные территории. Несмотря на весь драматизм и героизм осуществленных массовых внутренних миграций, социалистическая промышленность обходилась собственными трудовыми ресурсами. К настоящему времени Россия оказалась в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. С начала 2000-х гг. в РФ хлынул поток дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья, Молдавии и Украины. В Россию едут на заработки люди без образования, зачастую без знания русского языка, культуры и какой-либо квалификации. Поэтому сравнивать миграцию в Россию и США, по меньшей мере, наивно: в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе, работниках инновационных отраслей, а претенденты проходят суровый отбор… Россия – один из доноров наукоемких отраслей развитых стран. Россияне с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке. Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные, и, безусловно, нравственные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья. Признать это главной проблемой страны, значит понять специфику российских миграционных процессов, а, следовательно, сделать возможной разработку эффективной государственной миграционной политике.

Пока же миграционная политика строится исключительно на констатации недостаточности усилий государства по регулированию и социальной адаптации приезжих работников из Средней Азии. В настоящее время в некоторых регионах мигранты уже создают целые отдельные поселения, что, вообще, делает невозможным их интеграцию и адаптацию в российское общество. По сути, заселение российской территории  людьми, не являющимися носителями русской культуры и не знающими русского языка, – реальная и очевидная уже на сегодня угроза целостности стране. Решающая роль в осознании обществом и властью подобной угрозы принадлежит экспертному сообществу, которое уже сейчас должно дать ответ: Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет? Сможет ли он понимать русскую речь? Будет ли вообще считать себя россиянином? Да и рецепт, который предложат эксперты, наверняка будет однозначным: России необходимо в ближайшее десятилетие решить проблему с демографическим кризисом.

С экономической точки зрения сегодняшняя миграционная ситуация выгодна исключительно работодателям: они могут платить иностранцам такую зарплату, на которую ни один россиянин не согласится, поскольку просто не сможет выжить на такие деньги. Поэтому разговоры про мигрантов, не требующих больших зарплат, что позволяет выдерживать конкуренцию на рынке и удешевлять процесс производства, – блеф, не более. Понятно же, все заработанные гастарбайтерами рубли вывозятся из страны и тратятся за ее пределами.

 В связи с этим всемерной поддержки, прежде всего законодательной, заслуживает проект, предусматривающий выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не мигрантов из ближнего зарубежья, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет при этом могут получить так называемые особые экономические зоны. Одним из важных факторов может стать программа по переселению соотечественников, работающая с 2007 г. и позволяющая на упрощенных условиях получить российское гражданство. Эту программу необходимо активизировать выделением и наращиванием «отдельной строки» в бюджете, т.е. наполнить «подъемные» реальным содержанием, к примеру, беспроцентными ипотекой и кредитами на обучение и «свое дело».  Основным критерием принадлежности к данной программе необходимо сделать знание русского языка и культуры, убрав практически все другие критерии. На государственном уровне необходимо выделение регионов, особо нуждающихся в новых жителях-соотечественниках. 

На наш взгляд, распространение далеких от здорового национального самосознания идей националистического характера, более всего распространенных в молодежной среде и зачастую «вызванных неприятием чужого», равно опасности от «криминализации ситуации в регионах приезжими». Возвращение здравой государственной идеологии в общественную жизнь и «реабилитация» действенного нравственно-патриотического воспитания легко решит эту проблему.   

В России плотность населения неоднородна. В Сибири плотность населения приблизилась к 2 человекам на квадратный километр. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. В левобережных районах Саратовской области места покидающих родные села русских занимают курды, лезгины, дунгане… Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия либо школу, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно. Эту проблему не может решить миграционная политика, необходима смена экономического курса.

Выстраивать миграционную политику на выдуманных критериях либо «западно-либеральных» рецептах – недальновидно и опасно, чревато потерей страной целостности, разработка и реализация эффективной миграционной программы потенциально может выступить катализатором роста российской экономики и мощным фактором оздоровления российского общества.

[1]Вошедший в политический лексикон термин «триггер» мы понимаем как элемент, приводящий в действие некую систему, что собственно соответствует дословному переводу с английского языка – «спусковой крючок».     

Обновлено: 28.01.2020 — 13:31